Информационные жанры в журналистике
В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
Тексты информационных жанров составляют большой пласт в журналистском творчестве. Эти жанры характеризуются оперативностью, краткостью, точностью и ясностью подачи информации. Их целью является быстрое сообщение о событии с некоторыми подробностями. К группе информационных жанров относятся: заметка, отчет, информационное интервью, опрос, репортаж.
1
Заметка
Заметка — это информационный жанр, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.

Признаки заметки:
Небольшой объем
Около 2000 знаков
Материал подается в виде ответов на вопросы
Что? Где? Когда?
Идет только событие без выводов и оценок
Не важно, что думает сам автор
Вот так выглядит структура заметки:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовок (не всегда может встречаться)
  3. Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
  4. Основной текст
2
Информационная корреспонденция
Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.
Информационная корреспонденция близка по своей сути к ре­портажу, однако таковым не является в силу ряда причин. Дело в том, что автор корреспонденции (как и автор рассмотренного выше материала), как правило, не присутствует на месте события в мо­мент его совершения. Кроме того, он не ставит перед собой задачу Дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета ото­бражения (часто это и невозможно сделать, не побывав на месте события). Кроме того, репортаж более приспособлен для описания именно событий, происшествий (чаще всего необычных). Корреспонденция же чаще описывает обычные события, но и не только их, а также какие-то локальные ситуации, процессы. Для коррес­пондента главное — изложить суть дела, для репортера же — изло­жить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении репортажа у аудитории возникал эффект присутствия на месте события.
3
Репортаж
Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.
Отрывок из фильма "Брюс Всемогущий"
Наша задача - дать человеку информацию. В репортаже журналист может давать свою оценку происходящему.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики - это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.
Конечно же, должен быть информационный повод, то есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.
Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка.

Кроме того, сам репортер должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.
Основные жанровые признаки репортажа:

1
Эффект присутствия
Пишется в настоящем времени.
Выделяются главные моменты. Подмечаются яркие детали ( что было особенного, что создавало атмосферу мероприятия).

.
2
Время
Время течет от начала к концу события, то есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.
3
Я, мы
Все ведется от лица участника событий. Именно это помогает передать деталь. Корреспондент должен быть очевидцем.
4
Блиц-опрос
Блиц-опрос — это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого — получение ответов на несколько (порой — множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей.
5
Интервью
Интервью́ (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике.
В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации).
Информационное интервью — наиболее часто используемая разновидность этого жанра. Информационное интервью нацелено на сбор востребованных данных для новостей. Жесткие временные стандарты делают этот вид интервью очень динамичным. Например, чтобы осветить катастрофу национального значения, тележурналисту нужно оперативно, например за час, опросить большое количество людей. Основой информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?.
Оперативное интервью является сжатой разновидностью информационного. Оно ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Этот вид называется блиц-опрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является стандартная фиксированная форма вопросов, которые задаются как можно большему количеству людей. В зависимости от темы опроса, в нем участвуют представители одной или разных социальных групп. От социологического опроса блиц-опрос отличается отсутствием репрезентативности.

Интервью-расследование. Его проводят для серьезного, более подробного изучения проблемы или события. Обычно готовится обстоятельно, формулировки вопросов и их последовательность тщательно продумываются. Для интервьюера ключевым оказывается умение следить за ходом рассуждения интервьюируемого, коммуникативная пластичность и грамотное владение невербальными формами общения.
Интервью-портрет (персональное интервью) сфокусировано на одном герое. Им может стать любой человек, который проявил себя в общественной жизни и поэтому привлекает взгляды широкой публики. Портретные интервью с «простыми людьми» встречаются гораздо реже. Здесь два варианта: или этот человек себя в чем-то проявил, или, наоборот, очень типичен. Те предметы, детали, которые формируют индивидуальность героя, должны быть переданы зрителю.

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью.
Флеш-интервью — разновидность короткого интервью, часто практикуется в перерыве прямых спортивных трансляций на телевидении. Журналист задаёт интервьюируемому спортсмену/тренеру несколько вопросов о прошедшей части матча и перспективах на следующую часть игры (в игровых видах спорта — строго после финального свистка судьи). Флеш-интервью длится не более 90 секунд в специально выделенной части стадиона. Чаще всего — на фоне рекламных баннеров с логотипами спонсоров трансляций.
6
ОТЧЕТ - представляет собой объективное описание наблюдаемого журналистом события, проясняющее цель и предмет встречи, содержание выступлений и итоги. Текст отчёта включает специальные термины, полные и точные наименования учреждений, имена и регалии участников, цитаты, отсылки к фактам, достоверные статистические данные, систематизированные и изложенные понятным аудитории литературным языком.
Виды отчетов
  1. Прямой отчет — непосредственная передача с места события без излишних комментариев;
  2. Отчет — коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече;
  3. Отчет-размышление, с элементами комментирования;
  4. Пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями.

Цель отчёта — сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты. Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в "свободный полет", должен научиться писать в любом жанре.

Вывод
Made on
Tilda